Цифровая маркировка товара

Система цифровой маркировки товаров «Честный знак» начала формироваться в России с 2017 года, когда президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживания продукции. Основные принципы, по которым должна проводиться процедура, были прописаны в распоряжении от 28.04.2018 №791-р.

Маркировка товаров выполняет сразу несколько задач:

  • Повышает мотивацию к покупке – если есть, маркировка, значит, изделие подлинное, имеет хорошее качество и безопасно для использования;
  • Предоставляет важную информацию – данные можно узнать еще до покупки, по штрих-коду;
  • Упрощает идентификацию товара – проще контролировать его оборот, легче проследить всю цепочку от производителя до прилавка;

Что должно отображаться в штрихкоде?

Штрих-код должен содержать следующую информацию:

  • Страна-изготовитель;
  • Компания-производитель;
  • Импортер;
  • Дата производства;
  • Срок годности;
  • Состав;
  • Правила использования в климатических условиях.

Как действует маркировка?

Каждый товар снабжается уникальным кодом (цифровым идентификатором товаров «Честный знак»), в который заложена основная информация о продукте. Благодаря этому коду контролирующие органы могут проследить весь путь от производителя до прилавка. Это позволяет исключить появление на рынке подделок, контрафакта и некачественной продукции. Для контроля используется специальное оборудование и ПО для маркировки.

Код создается и выдается только оператором Единой системы после проверки данных об изделии. В 2020 году стоимость создания одного кода составляет 50 копеек без НДС. Срок действия идентификатора не ограничен.

Электронная маркировка товаров используется на упаковке или изделии в зашифрованном виде, ее нельзя подделать, как и использовать повторно. То есть, если товар был списан или куплен конечным потребителем, код выводится из оборота в Единой системе.

После создания кода государство может отследить все процедуры, которые с ним происходят. Данные о перемещении, продажах и других процедурах вносятся в систему конкретного кода (то есть, кроме базовой информации, он пополняется новыми данными, которые будут отображаться при считывании).

Контроль за выполнением требований закона во многом обеспечивается использованием онлайн-касс: если товар не соответствует качеству, устройство отправит эти данные в ОФД (причем автоматически, без участия магазина или другого продавца).

Знаки товарной маркировки

В качестве знаков маркировки товаров используются метки двух типов:

  • КИЗ (контрольно-идентификационные знаки) – применяются для меховых изделий и автомобильных шин;
  • Коды DataMatrix – используются для любой продукции (кроме шуб). На шинах могут быть идентификаторы двух типов (тогда они дополняют друг друга).

Этапы запуска маркировки товаров с 2019 года

Сегодня к числу изделий, подлежащих обязательной маркировке, относятся следующие группы товаров:

  • Обувь (любая);
  • Табачная продукция;
  • Одежда (любая, включая изделия из кожи и рабочую одежду);
  • Парфюмерия;
  • Постельное белье и другой текстиль для дома (полотенца, салфетки и т. д.);
  • Фотооборудование;
  • Шины.

Список постоянно пополняется. Многие группы товаров сначала вводятся в качестве эксперимента, а уже затем подлежат обязательному занесению в базу. То есть, сначала, производители могут наносить код по желанию.

Однако, товары, подлежащие обязательной маркировке, должны содержать уникальный идентификатор уже сегодня. При отсутствии штрих кода или при нарушении правил его использования для продавца предусмотрены штрафы.

Для чего вводится цифровая маркировка?

Государственная система обязательной маркировки товаров создана для достижения нескольких целей:

  • Во-первых, она позволит избавить рынок от некачественной продукции, что существенно повысит безопасность граждан при потреблении (эксплуатации) тех или иных товаров;
  • Во-вторых, так как уменьшится доля недобросовестных производителей, их место займут компании, которые предлагают качественные изделия (соответственно, вырастет конкуренция, что положительно скажется на рынке);
  • В-третьих, будет меньше товаров, за которые государство не получает налоги (то есть, доход в государственную казну тоже станет больше).

Обязательная цифровая маркировка товаров, по плану, к 2024 году должна будет включать любые товары, которые реализуются на территории РФ.